
Сделано в России
Минпромторг России инициирует проект «Сделано в России», целью которого является формирование системы управления эффектом страны происхождения для российских товаров.
Эффект страны происхождения (ЭСП) – это влияние, которое оказывает информация о стране происхождения товаров на предпочтения и выбор потребителя. Такое влияние является результатом интегрального мнения потребителей о стране-производителе, основными составляющими которого являются представления о национальных особенностях и традициях, уровне экономического развития, уровне жизни, качестве государственного регулирования экономики. Влияние на мнение потребителей оказывают также наиболее известные бренды и качественные товары, производимые в данной стране.
ЭСП выражается в модели потребительского поведения, прослеживаемом алгоритме, по которому потребитель совершает выбор. Задачей государства и бизнеса является конвертация существующего потребительского патриотизма в устойчивые намерения к покупке российских товаров у потребителей на внутреннем рынке.
Не менее важной задачей является и создание благоприятного имиджа российских товаров на внешних рынках. Реализация проекта «Сделано в России» позволит вырабатывать рекомендации для производителей на основании того, какие воспринимаемые характеристики необходимо придать российским товарам на ключевых экспортных рынках.
Таким образом, проект «Сделано в России» призван обеспечить конкурентное преимущество для отечественных товаров на внутреннем и ключевых экспортных рынках, но не за счет исключительно рекламы или пропаганды, а позитивным образом изменяя системные факторы.
Состав проекта «Сделано в России»
Согласно зарубежному опыту развития положительного эффекта страны происхождения необходимо управлять теми элементами, которые направлены на создание визуальной идентификации российских товаров и на изменение смысловой нагрузки их качественных характеристик.
Таким образом, проект «Сделано в России» включает в себя:
- Внедрение маркировки товаров, произведенных в Российской Федерации, единым знаком «Сделано в России», включая ее продвижение на внутреннем и внешних рынках.
- Развитие национального института, исследующего качество товаров и публикующего объективную информацию о результатах исследований (Российская система качества (Роскачество)).
- Целенаправленную деятельность российских экспортных агентств и торговых представительств по развитию ЭСП на ключевых экспортных рынках.
- Развитие института наименования мест происхождения товаров (защищенных географических наименований).
- Развитие института региональных программ поддержки товаров местного производства (региональные знаки качества, программы «Сделано в регионе N»).
- Развитие отраслевых инструментов поддержки товаров российского производства (отраслевые и выставочные знаки качества, премии и т.д.).
Ожидаемые результаты проекта «Сделано в России»
Для российских предпринимателей проект «Сделано в России» означает:
- Улучшение узнаваемости товаров на полках магазинов (в том числе на площадках электронной торговли);
- Возможность дополнительного дохода за счет продажи товара под знаком «Сделано в России», продвигаемым государством;
- Удержание доли рынка под напором импортных товаров, особенно в случае ослабления или отмены санкционного режима;
- Маркетинговую поддержку на ключевых экспортных рынках.

